Маркетинг-микс - это система инструментов, позволяющих спланировать маркетинговую стратегию.
Концепция была предложена Нейлом Борден в 1964г, где он представил маркетолога специалистом, смешивающим все инструменты и дополняющим их своими личными качествами – ответственностью и творчеством, информированностью и умением планировать.
Основная цель маркетинговой стратегии - управление восприятием покупателей, клиентов. «Хороший» маркетинг сделает все для того, чтобы продавать продукт/услугу было легко. Целью применения «маркетинговой смеси» как раз и является выработка плана действий, направленных на это.
Данная система еще называется 4Р, и состоит из:
Product – собственно товар или услуга, ассортимент (линейка), характеристики (качества, свойства), дизайн и пр. Сюда же относятся доставка и другие виды сервиса.
Price – себестоимость (нижняя планка), ценовая политика по сегментам клиентов, скидки и т.д.;
Promotion – продвижение, реклама, PR, стимулирование сбыта ;
Place – каналы и способы распространения (торговые точки, дистрибуционная сеть, мерчендайзинг) и т.п.
При правильной разработке маркетингового комплекса должно быть четко понятно: кто, что, в какие сроки и затрачивая какие средства делает. Иначе говоря – это схематическая основа, помогающая правильно планировать маркетинговую деятельность.
С развитием рынков, товаров и потребительских запросов система трансформировалась. Появились дополнительные Р: package (упаковка),purchase (процесс принятия решений о покупке), people (клиенты по категориям, включая VIP), personnel (персонал, задействованный в продажах и обслуживании), process (опыт покупателя, процесс приобретения), physical evidence (среда, в которой совершается покупка или оказывается услуга, в том числе информационная).
Данная модель в процессе усовершенствования легла в основу концепции 4С, предложенной в 1993г. Робертом Ф.Лотерборном, в которой фокус, в силу веления времени и законов развития, переносится уже с продукта на потребителя. Она состоит помимо потребителя (Consumer) из:
Cost - стоимость
Convenience - удобство
Communication – коммуникации
Однако, суть модели 4P сохраняется во всех ее последователях – это набор пунктов для анализа актуальной ситуации и разработки дальнейшего плана действий на ее основе. Она может быть положена в основу маркетинга любого продукта/услуги, включая социальные. И, по словам одного из ведущих маркетологов современности Ф.Котлера, «является одной из ключевых концепций теории и практики маркетинга».